8 (495) 960-81-31
0

Заказ билетов

8 (495) 960-81-31
ГЛАВНАЯ / О ЦИРКЕ

 

О ЦИРКЕ

Большо́й Моско́вский госуда́рственный цирк на проспекте Вернадского — самый большой стационарный цирк в Европе. Вместимость зрительных лож — более 3300 мест, высота купола — 26 метров. Имеет пять быстросменяющихся манежей — конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой. В закулисной части расположен отдельный репетиционный манеж. Расположен в Москве на пересечении проспекта Вернадского и Ломоносовского проспекта. Ближайшая станция метро — «Университет».

Проект и сооружение

С 1950-х годов на­се­ле­ние Моск­вы за­мет­но при­ба­ви­лось, сто­ли­ца ста­но­ви­лась цен­тром меж­ду­на­род­но­го и внут­рен­не­го ту­риз­ма, и го­ро­ду стали необ­хо­ди­мы новые куль­тур­ные объ­ек­ты, в том числе, новый цирк.

Одним из глав­ных спе­ци­а­ли­стов по стро­и­тель­ству цир­ков в СССР был ар­хи­тек­тор Сте­пан Хри­сто­фо­ро­вич Са­тунц, по про­ек­ту ко­то­ро­го уже был воз­ве­дён цирк на 2000 мест в Тби­ли­си (1940). В 1952 году вышла его дис­сер­та­ция «Ар­хи­тек­ту­ра со­вет­ско­го цирка (Во­про­сы ти­по­ло­гии)», где он по­дроб­но про­ана­ли­зи­ро­вал опыт стро­и­тель­ства оте­че­ствен­ных и за­ру­беж­ных цир­ков на­чи­ная с XIX века, вклю­чая рас­чё­ты ви­ди­мо­сти и аку­сти­ки залов. Пред­став­лен­ный им в 1958 году про­ект Мос­ков­ско­го лет­не­го цирка на 3000 зри­те­лей остал­ся нере­а­ли­зо­ван­ным, од­на­ко спу­стя два года, в 1960-м году сов­мест­но с ар­хи­тек­то­ра­ми Я. Б. Бе­ло­поль­ским, Е. П. Ву­лы­хом и Л. В. Ми­сож­ни­ко­вым С. Х. Са­тунц пред­ста­вил про­ект ста­ци­о­нар­но­го цирка на 3000 зри­тель­ских мест, ко­то­рый по­лу­чил одоб­ре­ние. В даль­ней­шем, Вулых и Бе­ло­поль­ский ста­но­вят­ся ру­ко­во­ди­те­ля­ми ар­хи­тек­тур­ной груп­пы, от­вет­ствен­ной за про­ек­ти­ро­ва­ние зда­ния но­во­го цирка. Кон­суль­тан­та­ми вы­сту­пи­ли ру­ко­во­ди­те­ли Мос­ков­ско­го цирка (ныне — Мос­ков­ский цирк Ни­ку­ли­на на Цвет­ном буль­ва­ре) ре­жис­сёр Марк Ме­стеч­кин, глав­ный ху­дож­ник Лео­нид Алек­сан­дро­вич Окунь и другие.

Зда­ние цирка от­но­сят к стилю ху­до­же­ствен­но­го функ­ци­о­на­лиз­ма. Слу­жеб­ные по­ме­ще­ния цирка пол­но­стью скры­ты в сти­ло­бат­ной части, а го­ро­жа­нам пред­ста­ёт остек­лён­ный по всей окруж­но­сти шатёр под склад­ча­тым ку­по­лом. Зри­те­ли по­па­да­ют в зал с про­ме­жу­точ­но­го и верх­не­го яруса ве­сти­бю­ля через входы, ко­то­рые рас­по­ло­же­ны на­мно­го выше ма­не­жа. Такое ре­ше­ние поз­во­ли­ло ор­га­ни­зо­вать че­ты­ре от­дель­ных вы­хо­да на манеж для ар­ти­стов и животных.

Кон­струк­цию ку­по­ла раз­ра­ба­ты­ва­ли ин­же­не­ры Г. Кри­вин и А. Ле­вен­штейн. Купол пред­став­ля­ет собой 24 ме­тал­ли­че­ских склад­ки с кон­со­лью, вес каж­дой — 30 тонн. Между внеш­ней обо­лоч­кой и под­вес­ным по­тол­ком зала рас­по­ла­га­ют­ся ярусы ко­лос­ни­ков с воз­мож­но­стью за­креп­лять под­вес­ное сце­ни­че­ское обо­ру­до­ва­ние в любой точке купола.

Про­ект цирка вклю­чал ряд тех­ни­че­ских нов­шеств, а имен­но: че­ты­ре ки­но­уста­нов­ки, ксе­но­но­вые про­жек­то­ры, ди­на­ми­ки в спин­ках кре­сел, но глав­ным ори­ги­наль­ным ре­ше­ни­ем счи­та­ет­ся си­сте­ма смен­ных ма­не­жей. Идея кон­струк­ции смен­ных ма­не­жей при­над­ле­жит Ге­ор­гию Се­ме­но­ви­чу Хро­мо­ву (за­слу­жен­ный стро­и­тель Рос­сии, ла­у­ре­ат Го­су­дар­ствен­ной пре­мии СССР и пре­мии Со­ве­та Министров).

Для стро­и­тель­ства было вы­бра­но место на пе­ре­се­че­нии про­спек­та Вер­над­ско­го и Ло­мо­но­сов­ско­го про­спек­та на Ле­нин­ских (Во­ро­бьё­вых) горах на месте боль­шо­го пу­сты­ря, рас­се­чён­но­го овра­гом. На­чав­ше­е­ся в 1964 году стро­и­тель­ство долж­но было быть окон­че­но в 1967-м, но за­тя­ну­лось на дол­гие годы. В воз­ве­де­нии зда­ния цирка при­ни­ма­ли уча­стие целых де­сять стро­и­тель­ных управлений. Ви­нов­ны­ми в за­тя­ги­ва­нии сро­ков стро­и­тель­ства при­зна­ва­ли завод «Знамя труда», не по­ста­вив­ший в срок па­не­ли кров­ли купола

До­стро­ить и от­крыть цирк было ре­ше­но к оче­ред­ной пар­тий­ной дате.

Пер­вые пред­став­ле­ния для стро­и­те­лей про­шли в на­ча­ле ап­ре­ля 1971 года, а офи­ци­аль­ное от­кры­тие со­сто­я­лось 30 ап­ре­ля 1971-го.

История

Пер­вым ди­рек­то­ром стал ба­лет­ный либ­рет­тист, дра­ма­тург, быв­ший ди­рек­тор Крем­лёв­ско­го Двор­ца съез­дов Петр Фе­до­ро­вич Аболимов.

В 1978—1983 годах ди­рек­то­ром и ху­до­же­ствен­ным ру­ко­во­ди­те­лем цирка был Герой Со­ци­а­ли­сти­че­ско­го Труда, на­род­ный ар­тист СССР Ев­ге­ний Ти­мо­фе­е­вич Ми­ла­ев.

На время ка­пи­таль­но­го ре­мон­та цирка на Цвет­ном буль­ва­ре (1985—1989) Боль­шой цирк был един­ствен­ным ста­ци­о­нар­ным цир­ком в Москве.

В на­сто­я­щее время Боль­шой Мос­ков­ский Го­су­дар­ствен­ный цирк — са­мо­сто­я­тель­ное куль­тур­но-раз­вле­ка­тель­ное учре­жде­ние со сво­и­ми ре­жис­сё­ра­ми, ба­лет­мей­сте­ра­ми, му­зы­кан­та­ми, ар­ти­ста­ми, ху­дож­ни­ка­ми, мастерами.

Ар­ти­сты цирка вы­сту­па­ют прак­ти­че­ски во всех из­вест­ных цир­ко­вых жан­рах. За время сво­е­го су­ще­ство­ва­ния цирк пред­ста­вил более ста про­грамм, га­стро­ли­ро­вал более чем в 20 стра­нах мира. Имеет ма­неж-ка­ток и манеж-бассейн.

С 20 но­яб­ря 2012 года цирк воз­глав­ля­ет Эд­гард Валь­те­ро­вич За­паш­ный, на­род­ный ар­тист России[8][9]. Ху­до­же­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель цирка — на­род­ный ар­тист Рос­сии, — Ас­кольд Валь­те­ро­вич За­паш­ный[8]. За­ме­сти­тель ди­рек­то­ра — Та­тья­на Ва­си­льев­на Запашная[8].

За по­след­ние годы зри­тель­ный зал и обо­ру­до­ва­ние цирка были мо­дер­ни­зи­ро­ва­ны: уста­нов­ле­ны коль­це­вые све­то­ди­од­ные экра­ны под ку­по­лом и во­круг ма­не­жа, по­стро­ен центр об­ра­бот­ки данных[10], уста­нов­ле­на циф­ро­вая мик­шер­ная кон­соль DiGiCo SD5[11].

C 2013 года в Боль­шом Мос­ков­ском цирке еже­год­но про­во­дит­ся Все­мир­ный фе­сти­валь цир­ко­во­го ис­кус­ства «ИДОЛ».

Схема проезда до театра